Ситуация в науке уже сегодня и что нас ждет завтра?

Вы знаете, так уж получилось, что после вчерашней статьи я не могу не опубликовать эту… Материал касается сегодняшней ситуации в науке и что нас может ожидать. У читателя, который впервые на моем блоге, безусловно, может возникнуть простой вопрос: Каким образом я связан с наукой, раз решил написать эту статью? Сразу отвечу, что теперь я с наукой как раз непосредственно связан, а подробности есть в предыдущей моей статье…

Начну с такого вопроса, что вот иногда говорят, что незаменимых людей нет. А я скажу иначе — незаменимые люди есть, особенно если это касается науки. Начну с некоторой истории отдела научно-исследовательского института, в котором я сейчас работаю — при СССР там было 45 человек, а нынче я пришел седьмым! Т.е. теперь нас семеро вместе со мной…

Да, я пока всего лишь начал свою работу, но многое понял и также многое узнал от своего начальника. К примеру, в России есть женщина, с которой мой начальник работал, так вот — на её деятельность завязано 150 оборонных предприятий России. А почему только на неё? А потому, что ребята, заменить ее не кем, а ей за 70 лет уже…

Берем ситуацию в моем отделе — кроме меня все пенсионеры за 70 лет, начальнику 64, я один молодой и то недавно пришел. И вот когда я пришел, то я понял, что разбираться придется со многими вопросами и слава богу пока есть кому меня обучить и передать знания. Просто я понял когда пришел, что есть профессии, где если у вас не будет хороших учителей, то вы сами с нуля скорее всего не освоитесь из-за высокого уровня сложности…

Взять даже токаря нашего института и историю, которую я от него услышал — когда в цех к ним пришел токарь 6 разряда, то он ему сразу сказал, что то, что он делал до этого момента это так, детский лепет. Он ему также сказал сразу, что он не сможет здесь хоть он и 6 разряд имеет делать детали, поскольку у него не было хороших учителей. И он прав! Ну там действительно, у нас точность изготовления идет на микроны и сейчас остался в институте всего один старенький токарь…

Взять место куда меня взяли, так работники пенсионеры мне уже в первый день рассказали почему молодых нет — они говорят приходили к нам и пугались того, что придется многое изучить! Да, подтверждаю всецело, там много надо изучать, но меня это не испугало, я понимал главное, что мне помогут разобраться, а все остальное это мелочи жизни. Т.е. я понял сразу, что там люди уже ищут тех, кому передать знания ибо все уже пенсионеры… Тут меня ситуация отчасти наоборот порадовала тем, что меня подсиживать никто не будет, а наоборот будут передавать знания.

Так вот, когда я сам стал работать в науке, то я понял, что есть сферы очень сложные, где если не будет у новичка хорошего учителя, то сам он вряд ли освоится. Я попробую это пояснить на одном ненаучном примере, который будет всем понятен. Вы видели как в нынешнее время идет точечная застройка? Так вот при таких застройках я не знаю как, но собирают очень высокие краны, а вокруг стоят жилые дома и всякие здания, длина кранов при этом превышает расстояния до соседних домов. Теперь представьте, что сложилась ситуация, что в эту отрасль люди перестали идти работать и сооружать такой кран пришли новички без опыта, что будет и смогут ли они грамотно его соорудить, чтобы он не завалился на рядом стоящие дома и здания? А еще представьте, что этих новичков обучить будет некому, представили? Так вот в науке мы сегодня можем получить как раз такую ситуацию… Словом, сейчас пока еще работают пенсионеры и всё можно решить, но когда пенсионеры уйдут не передав знания, то это будет труба!

Я к тому, что без опытных наставников можно освоить юриспруденцию, экономику, продажи, но по части технических наук самоосваивание без учителей выльется в ситуацию с подъемным краном! При СССР эта задача решалась нормально — приходили новички, которые учились у профи, а теперь новички не приходят и остались одни пенсионеры. Т.е. пенсионеры как уйдут, то всё, обучаться новичкам будет не у кого, а тут ведь и оборонная промышленность завязана на этом деле! Словом, если в ближайшее время меры правительство не примет, то Россия опустится до уровня простых работяг…

Оно и у меня задача не из простых — изучить одному всё, что раньше при СССР делилось на 45 человек нашего отдела, поскольку все остальные пенсионеры и я один молодой. Я понимаю, что если я это не сделаю, то целое направление науки может быть потеряно для нашей страны, а на этом направлении ведь и оборонка завязана! Так что мне отступать просто некуда… Тут когда сталкиваешься с такой ситуацией, если ты человек нормальный, то сам задашь себе простой вопрос: Если не я, то кто?


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *